Страница обновлена 16.05.2023
муниципальное общеобразовательное учреждение "Спасская средняя школа" Ярославского муниципального района
Кто такой медиатор?
Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.
Кто может быть посредником?
В отличие от судьи и арбитра, которые принимают решение, медиатор предлагает альтернативу обеим сторонам. Он владеет специальными приемами урегулирования споров и, несмотря на его опыт, знания и умения, решение конфликта остается за спорящими.
Медиатор ориентирован не на выяснение «кто прав и кто виноват», а на конструктивный поиск такого варианта решения, который максимально удовлетворит интересы обеих сторон, сохраняя конфиденциальность.
Какими личными и профессиональными качествами должен обладать медиатор?
Что касается личных качеств медиатора, то важно, чтобы он любил людей, принималих такими, какие они есть. Медиатор, как личность, должен вызывать уважение и доверие,иметь чувство юмора и быть психологически устойчивым.
С профессиональной точки зрения медиатор должен знать законы, хотя ему не обязательнобыть профессиональным юристом. У него должны быть основные навыки психолога. Наконец, он должен хорошо знать ту сферу общественно-экономической деятельности или жизненную ситуацию, в которой пытается помочь найти решение. То есть, если медиатор занимается решением корпоративных конфликтов, то он должен знать экономику; еслион разбирает трудовые споры, то он должен понимать практику корпоративного управления, организации производства и т.д. Он не должен быть узким специалистом в этой сфере, но он должен знать про это достаточно, чтобы его клиенты ему доверяли. Впрочем, дидактический подход здесь в любом случае не поможет, так как медиатор должен быть помощником, а не навязывать свою волю. В любом случае это должен быть человек, умеющий построить диалог, обладающий основными навыками логики и имеющий практику использования логики как науки.
Принципы проведения процедуры медиации.
Принципы:
-
добровольность
-
независимость и беспристрастность (нейтральность)
-
равноправие и сотрудничество
-
конфиденциальность
Принцип добровольности распространяется:
-
в отношении сторон
-
в отношении медиатора
Добровольность в отношении сторон:
-
соглашение о проведении процедуры медиации
-
продолжение процедуры медиации
-
выбор варианта решения (медиативное соглашение)
-
исполнение соглашения об урегулировании спора
Обращение к процедуре медиации возможно только при свободном волеизъявлении сторон спора. Добровольность может быть нарушена: в результате введения заблуждения (обман), угрозы, насилия и т.д.
Перед началом процедуры медиации медиатор обязательно должен выяснить, добровольно ли стороны пришли на переговоры.
В отношении медиатора принцип добровольности проявляется в том, что медиатор вправе отказаться от участия в процедуре медиации или от её продолжения (например, медиатор в данных переговорах не может быть беспристрастным или медиатор не имеет надлежащей квалификации или проведение переговоров в данном случае является нецелесообразным). В соответствии с законом медиатор должен направить сторонам заявление в письменной форме по поводу прекращения процедуры медиации.
Принцип независимости и беспристрастности.
Независимость: медиатор не должен находиться в организационной, деловой, финансовой, родственной или иной зависимости со сторонами (объективные факторы).
Беспристрастность: медиатор должен сохранять равное отношение к каждой из сторон (субъективные факторы).
Медиатор не должен:
- давать собственные оценки сложившейся ситуации
- предлагать свои варианты решения сложившейся ситуации
- уделять больше внимания и времени одной из сторон
- уговаривать одну сторону принять предложение другой
- не показывать своим Поведением и высказываниями непринятие позиции или взглядов одной из сторон
- использовать от своего имени оценки и суждения, которые одна сторона использует в отношении другой
Принцип равноправия и сотрудничества.
Сотрудничество – стороны должны содействовать друг другу с целью поиска варрантов урегулирования спора.
Равноправие – стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий; ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой стороне.
Принцип конфиденциальности.
Принцип конфиденциальности - вся информация, относящаяся к процедуре медиации, не подлежит разглашению.
Конфиденциальность предполагает:
-
не разглашение информации третьим лицам (внешние отношения)
-
не разглашение информации в рамках процедуры медиации (внутренние отношения)
Информация, не подлежащая разглашению третьим лицам:
-
факт обращения к медиатору (организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации)
-
сведения, которые использовались в ходе проведения процедуры медиации (с момента начала и до окончания примирительной процедуры)
-
сведения, переданные медиатору до начала процедуры медиации (в ходе предварительных бесед)
Принцип конфиденциальности не распространяется на:
-
общеизвестные факты (известные широкому кругу лиц или которые можно получить путем обращения к общедоступным источникам)
-
сведения, использованные в примирительной процедуре, но получение которых возможно независимо от процедуры медиации
-
в случаях предусмотренных законом
-
в случаях, предусмотренных соглашением сторон
Субъекты, обязанные соблюдать принцип конфиденциальности:
-
стороны;
-
организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации;
-
медиатор;
-
другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации.