Страница обновлена 14.07.2017

муниципальное общеобразовательное учреждение "Спасская средняя школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 14.07.2017
муниципальное общеобразовательное учреждение "Спасская средняя школа" Ярославского муниципального района
Положение
о классном руководителе
муниципального общеобразовательного учреждения
Спасской средней общеобразовательной школы
 (новая редакция)
 
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответ­ствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009 N 373", Типовым положением об об­разовательном учреждении,  Письмом Министерства образования Российской Федерации от 21.06.2001г. № 48030-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», Уставом школы.
1.2. Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом РФ «Об образовании», нормами Устава школы и настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.
              1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
              1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным и общешкольными родительскими комитетами, педагогом-психологом,  руководителями факультативов, музея, кружков, секций и детских общественных объединений  школы.
2. Основные задачи и функции классного руководителя
2.1. Основными задачами классного руководителя являются:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутвержде­ния каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности кол­лектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
 - организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
2.2. К основным функциям классного руководителя относятся:
а) аналитическая:
·       изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
·       выявление специфики и динамики развития классного коллектива;
·       анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
·       анализ и оценка уровня воспитанности обучающихся и всего клас­сного коллектива;
·       изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса.
б) организационно-педагогическая:
·       организация и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся;
·       установление связи школы и семей  обучающихся;
·       организация взаимодействия классного коллектива со специ­алистами служб сопровождения, внешкольными организациями, социальными партнерами.
в) коммуникативная:
·       развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися;
·       установление оптимальных взаимоотношений «учитель-обучающийся»;
·       создание общего благоприятного психологического климата в коллективе;
·       оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
г) организационно-координирующая:
·       обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
·       установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через педагога-психолога, педагога допол­нительного образования);
·       проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
·       взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
·       организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного по­тенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
·       защита прав обучающихся;
·       организация индивидуальной работы с обучающимися;
·       оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно-значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности ученического самоуправления;
·       организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педа­гогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
·       стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополни­тельного образования детей;
·       взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
·       ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя);
·       классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
д) прогностическая:
·       прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся, этапов формирования классного коллектива;
·       прогнозирование результатов своей воспитательной деятельности;
·       построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом.
           е) контрольная:
·       контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
·       контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
3. Формы работы классного руководителя с учащимися
Выбор конкретных форм работы с классным коллективом являет­ся прерогативой классного руководителя. Классный руководитель определяет формы работы в зависимости от видов и направлений внеурочной деятельности обучающихся, отраженных в соответствующей программе с учетом принципов организации образовательного процесса, возможностей, интересов и потребно­стей обучающихся, внешних условий.
 4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель:
  • ведет документацию класса, предоставляя администрации шко­лы статистическую информацию и сведения об успеваемости и по­сещаемости обучающихся;
  • организует деятельность обучающихся по соблюдению положений Устава и локальных актов школы;
  • ведет совместную деятельность с педагогами-предметниками, родителями (законными представителями) обучающихся, специали­стами служб сопровождения, организациями и учреждениями в це­лях обеспечения эффективности образовательного процесса, опти­мального функционирования и развития классного коллектива;
  • со­гласовывает единство предъявляемых к обучающимся требований;
  • изучает индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе;
  • отслеживает и своевременно выявляет девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществляет необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информирует об этом администрацию школы;
  • пропагандирует здоровый образ жизни, работает по организации горячего питания;
  • регулярно информирует родителей (законных представителей) об успехах или неудачах обучающихся, созывает плановые и внеплановые родительские собрания, направляет деятельность классного родительского комитета;
  • координирует работу учителей–предметников, работающих в классе, с целью
      недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи
      в учебе;
  • разрабатывает программу внеурочной деятельности обучающихся с учетом общешкольных программ духовно-нравственного развития и воспитания и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • в необходимых случаях способствует разрешению конфликт­ных или неблагоприятных ситуаций и обеспечению нормального функционирования ученического коллектива;
  • планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе;
  • ведет документацию по классу (личные дела обучающихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности обучающихся, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т. д.)
4.2. В обязанности классного руководителя по организации дея­тельности классного коллектива входит:
  • организация учебно-воспитательного процесса в классе; вовлечение обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллектива: факультативы, кружки, секции, клубы, детские общественные объединения и организации школы;
  • организация деятельности классного коллектива, каждого обучающегося в соответствии с программой внеурочной деятельности;
  • работа с активом класса;
  • забота о заболевших обучающихся, пропустивших много уроков (организация помощи в
            учебе, обеспечение внимательного отно­шения к ним со стороны одноклассников);
  • организация дежурства по классу;
  • организация дежурства класса по школе.
4.3 Классный руководитель контролирует:                                
  • посещаемость учебных занятий;
  • успеваемость обучающихся;
  • соблюдение обучающимися правил пользования учебными ка­бинетами;
  • ведение дневников обучающихся;
  • занятость обучающихся во внеурочной деятельности.
4.4. Классный руководитель проводит работу с родителями (законными представителями)  по поводу успеваемости и посещаемости обучающихся, их поведения и взаимоотношений с одноклассниками.
4.5. Классный руководитель должен повышать свой квалификационный уровень в области педагогики и психологии.
4.6. Классный руководитель должен соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
5. Права классного руководителя                           
Классный руководитель имеет право:
5.1. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
5.2. Координировать работу учителей-предметников, работающих с обучающимися данного класса.
5.3. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся.
5.4. Выносить на рассмотрение Совета школы, педагогического совета, администрации
школы, родительского комитета, органов школьного самоуправления предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.
5.5. Получать своевременную методическую и организационно – педагогическую помощь
от руководства школы, а так же органов самоуправления.
5.6. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,
разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учетом основных принципов общешкольного планирования.
5.7. Приглашать родителей (законных представителей) обучающихся  в школу для решения вопросов, связанных с обучением и воспитани­ем учеников класса.
5.8. Вести опытно-экспериментальную работу по различным про­блемам воспитательной
деятельности.
          6. Организация работы классного руководителя
 
6.1.Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения.
6.2.Работа классного руководителя с классом и отдельными обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой:
              Классный руководитель еженедельно:
  • проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю;
  • проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
  • организует работу с родителями;
·       решает хозяйственные вопросы в классе.
         Классный руководитель ежемесячно:
  • посещает уроки в своем классе;
  • проводит консультации с педагогм-психологом и отдельными учителями;
  • организует заседания родительского комитета класса;
  • организует работу классного актива.
               Классный руководитель ежегодно:
  • оформляет личные дела обучающихся;
  • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;
  • составляет план воспитательной работы классного руководителя;
  • собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, посещаемость, трудоустройство выпускников, занятость во внеурочной деятельности и пр.).
        6.3. Классный час проводится классным руководителем в произвольной форме.
6.4. Количество воспитательных мероприятий в классе, значимых для развития классного
коллектива, не должно быть менее двух в месяц.
6.5. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
6.6. Классный руководитель по требованию администрации школы готовит и
предоставляет отчеты различной формы о классе и собственной работе.
6.7. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании педагогического или методического совета школы.
6.8. Классный руководитель принимает активное участие в работе методического объединения классных руководителей.
7. Документация классного руководителя                
7.1. План воспитательной работы.
Структура плана воспитательной работы:
1. Характеристика класса как коллектива, межличностных отношений, связей и отдельных обучающихся.
2. Анализ жизнедеятельности класса за прошлый учебный год (анализ воспитательной работы за прошлый учебный год классный руководитель проводит в соответствии с утвержденным мониторингом).
3. Анализ социальной среды, в которой живут воспитанники (источники положительных и отрицательных влияний, пути и способы устранения последних).
4. Миссия школы, ее образовательные цели:
·       Ценности, цели и задачи воспитательной системы школы;
·       Методические, организационные, педагогические принципы, положенные в основу взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в данном классе;
·       Задачи классного руководителя на текущий учебный год.
       5. Организация школьной воспитательной деятельности и общения (перечень конкретных мероприятий по направлениям деятельности).
       6. Организация внеурочной воспитательной работы и дополнительного образования детей (занятость обучающихся во внеурочной деятельности).
       7. Работа с родителями (законными представителями).
       8. Тематические классные часы (программа психолого-педагогического просвещения обучающихся).
       9. Достигнутые и ожидаемые результаты.
7.2. Протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для их подготовки.
7. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
7.1. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социаль­ном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
7.2.Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководи­теля (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работ­никами, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного про­цесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, твор­ческому развитию обучающихся).
Положение
о портфолио обучающегося на ступени начального общего образования
муниципального образовательного учреждения
Спасской средней общеобразовательной школы
(новая редакция)
 
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио разработано на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009 N 373", с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
            1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся начальной школы общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио ("портфеля достижений").
1.3. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения в школе. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 
1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.
1.5. На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного образования обучающимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает обучающихся на саморазвитие, самообразование.
1.7. Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.
2. ЦЕЛЬ ПОРТФОЛИО
2.1. Представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.
 
3. ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
3.1. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников.
3.2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
3.3. Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс
3.4. Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.
3.5. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся.
3.6. Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
4. ВРЕМЯ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО
4.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению обучающихся и родителей (законных представителей) с правилами работы с портфолио – 2 четверть учебного года.
4.2. Ведение портфолио рекомендуется каждому обучающемуся  школы с 1 по 11 классы и предполагает представление отчета по процессу образования обучающегося, образовательных результатов, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения, как по итогам учебного года, так и по итогам каждой ступени обучения.
         4.3. Ведение портфолио рекомендуется и дошкольникам, как копилка разнообразных видов деятельности, успехов, положительных эмоций.
         4.4. По итогам обучения на начальном этапе образования проводится комплексная оценка «Портфеля достижений». Обязательные материалы: предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками уровнем успешности. Материалы, которые пополняются обучающимся, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим обучающимся. На основе обеих оценок результаты систематизируются в виде выводов. 
5. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
     5.1. Структура «портфеля достижений» в начальной школе представляет собой сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения обучающегося в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье), недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
«Мой портрет» + «Портфолио документов» + «Портфолио творческих работ» +« Портфолио отзывов».
5.1. «Мой портрет» включает в себя:
-       личные данные обучающегося;
-       автобиография (резюме) обучающегося;
-       результаты психологической диагностики обучающегося;
-       информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
-       результаты проведенного обучающимся самоанализа;
-       описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
Краткая информация обучающегося  о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родителями).
            5.2. В «Портфолио документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.
            5.3. «Портфолио работ» – включает в себя собрание творческих, исследовательских и проектных работ обучающегося, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. «Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д. Этот раздел включает в себя:
-       исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
-       проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте;
-       техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается её описание;
-       работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
-       другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре.
Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
-       занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
-       участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;
-       участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;
-       спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;
-       иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции обучающегося, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы ученика, тексты работ, электронные версии, фотографии; показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеурочной  деятельности).
     Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
Начиная со 2-го класса обучающийся (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфолио; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).
            5.4. «Портфолио отзывов» – это характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.) В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции обучающегося, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы обучающегося, тексты работ, электронные версии, фотографии. Этот раздел включает в себя:
·       «Чему я научился на ВСЕХ предметах».
Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):
а) данные входной и выходной диагностики универсальных учебных действий в каждом классе (сами работы обучающегося и их систематизированные результаты);
б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД;
в) Таблицы наблюдения учителя начальных классов и педагога-воспитателя ГПД – по всем УУД по результатам каждодневных наблюдений;
г) Результаты психологической диагностики педагога-психолога − личностно-мотивационной сферы, личностной самооценки (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию).
Часть, пополняемая обучающимся в разделе «Чему я научился на всех предметах».
а) самооценка учеником развития своих УУД.
·       «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»
Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).
Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:
-                 стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);
-                 Таблицы предметных результатов из Дневников (копии – бумажные или электронные) с ответами обучающегося  по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;
-                 итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).
Часть, которая пополняется учеником: «Лист самооценки по предметам»
·                 «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:
-                 любые творческие работы обучающегося, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;
-                 каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».
6. ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
6.1. Пополнять «Портфель достижений » и оценивать его материалы должен прежде всего обучающийся. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает обучающегося порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно.
По итогам обучения проводится комплексная оценка «Портфеля достижений». Обязательные материалы: предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности. Материалы, которые пополняются обучающимся, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим обучающимся. На основе обеих оценок результаты систематизируются.
6.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
6.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-       систематичность и регулярность ведения портфолио;
-       достоверность сведений, представленных в портфолио;
-       аккуратность и эстетичность оформления;
-       разборчивость при ведении записей;
-       целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
-       наглядность.
 6.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
 6.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
6.6. Сводное портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.
7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГО
7.1.В формировании Портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагог – психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.
7.2.Обучающиеся:
·       осуществляют заполнение Портфолио;
·       оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;
·       при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления, эпиграфа;
·       могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции.
7.3. Администрация образовательного учреждения:
·       разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;
·                 организует и руководит работой комиссии по Портфолио;
·       распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
·       создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
·       осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;
·       организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
·       осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.
7.4. Комиссия по Портфолио:
·                 определяет состав Портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности обучающегося;
·       разрабатывает структуру Портфолио, проект представления итогового документа, формы учета Портфолио;
·       определяет формы взаимодействия обучающихся, учителей, родителей и других субъектов образовательного процесса при составлении Портфолио и его оценки;
·                           определяет период сбора Портфолио;
·                           осуществляет ранжирование сертифицированных документов;
·       несет ответственность за информирование всех субъектов образовательного процесса об установленных в образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки;
·       выставляет баллы по различным видам деятельности и подводит итоговый балл Портфолио;
·       разрабатывает проект итогового документа по Портфолио, дополняющего аттестат.
7.5. Классный руководитель:
·                 оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
·                 проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) по формированию Портфолио;
·                 осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;
·                 осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
·                 обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями,
·                 оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
·                 организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
7.6.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
·                 проводят информационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) по формированию Портфолио;
·                 предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;
·                 организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;
·                 разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
·                 проводят экспертизу представленных работ по предмету;
·                 пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
7.7. Педагог – психолог:
·       проводят индивидуальную психодиагностику;
·       ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
7.8. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).
7.9. Оценка результатов деятельности обучающихся осуществляется в соответствии со шкалой баллов Портфолио.
7.10. Итоговый балл Портфолио по результатам обучения на соответствующей ступени образования определяется как совокупный балл по всем видам деятельности обучающегося.
7.11. На основании итогового балла составляется рейтинг выпускников образовательного учреждения.
Положение
о системе оценивания обучающихся в начальной школе в условиях перехода на ФГОС
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение является локальным актом школы, регламентирующим порядок, периодичность и систему оценивания в начальной школе  в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.
1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.
1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с обучающимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам,  обучающимся, родителям.
1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются обучающиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.
1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения в конце учебного года проводится комплексная итоговая работа.
1.7 Особенностями системы оценки  являются:
·         комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
·         использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
·         оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
·         оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
·         сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
·         уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
·         использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
·         использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
1.8. Настоящее положение предполагает возможную дальнейшую коррекцию.
 
2. Основные виды контроля и оценивания
2.1. Содержательный контроль и оценка обучающихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов обучающихся.
2.2. Стартовая диагностика (на входе) в первом классе основывается на результатах обследования   общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, позволяют определить «зону ближайшего развития и предметных знаний», организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
2.3. Текущее оценивание включает экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ) и объективизированные методы (анализ письменных ответов и работ обучающихся).
2.4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений
Анализ достижений обучающихся включает:
— текущую успеваемость обучающихся;
— динамику личных достижений обучающегося в освоении предметных умений;
— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
Структура Портфеля достижений:
1.   Раздел «Знакомьтесь: это – я» (фотография, сведения о себе, о семье, родословное древо, чем я люблю заниматься, …)
2.   Раздел «Я ученик» (первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты -мой класс, мой первый учитель, распорядок дня, я читаю, заполнение таблицы – чему научусь (в начале года или каждой четверти), чему научился (в конце года или каждой четверти)
Предмет
Чему научусь
Чему научился
Русский язык
 
 
Литературное чтение
 
 
Математика
 
 
Окружающий мир
 
 
3.   Раздел «Коллектор» (правила поведения в школе, законы жизни в классе, перечень литературы для самостоятельного и семейного чтения, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы в группе, и т.д.)
4.   Раздел «Рабочие материалы» (вкладываются диагностические и проверочные работы по предметам)
5.   Раздел «Мои достижения» (лучшие работы, по мнению самого ученика, грамоты за участие в праздниках, мероприятиях, в соревнованиях, конкурсах, небольшие тексты о личных достижениях, материалы, продукты проектной работы или фотографии, и т.д.)
2.5. Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- диктант;
- контрольное списывание;
- тесты;
- графическая работа;
- изложение;
- сочинение;
- доклад;
- творческая работа;
- диагностическая работа
Итоговая аттестация
- контрольная работа;
- диктант;
- изложение;
 - проверка осознанного чтения
2.6. Формами представления образовательных результатов являются:
· табель успеваемости по предметам;
· тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
· устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
· Портфель достижений; 
· результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
 
2.7.Критериями оценивания являются:
· соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
· динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
    
2.8. Используются следующие формы оценки:
1.   Безоценочное обучение – 1 класс.
2.   Накопительная система оценки – Портфель достижений.
По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе  учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у обучающихся осуществляется на основе метода наблюдений.
В мониторинге оцениваются 4 вида УУД:
  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные